Серіктестер

                                                                                                                    

                                                                                         

 

 

Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан (далее - КоАП) в новой редакции разработан во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года.
КоАП содержит 920 статей (970 статей в утратившем силу КоАП).
В нем сохранены проверенные временем основные положения ранее действовавшего КоАП и структура с делением на Общую, Особенную и Процедурную части.
КоАП включает в себя следующие основные нововведения:
Первое. Гуманизация, т.е. увеличение в санкциях статей Особенной части административного взыскания в виде предупреждения на 7%, уменьшение размеров штрафов для субъектов малого предпринимательства и физических лиц на 50%.


Наряду с этим, в связи с переходом некоторых административных правонарушений в разряд уголовных проступков по Республике, наблюдается снижение на 12 248 лиц, подвергнутых административному аресту (83 386 против 95 634).
Второе. Модернизация процедуры привлечения к административной ответственности - введение сокращенного порядка рассмотрения дел, при котором лицо добровольно в течение 7 суток уплачивает лишь 50% от суммы штрафа.
За 11 месяцев 2015 года в сокращенном порядке по Республике взыскано штрафов на сумму 5 млрд. тенге (всего взыскано штрафов на сумму свыше 27,6 млрд. тенге), что составляет 18% от всех исполненных штрафов, т.е. цифры говорят о том, что механизм быстрой уплаты штрафов действует.
Вместе с тем, Генеральной прокуратурой совместно с Верховным Судом и отдельными заинтересованными государственными органами, предложено расширить применение данного института.
Третье. Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке.
Дополнительная судебная кассационная инстанция была введена с целью предоставления гражданам и юридическим лицам права на самостоятельное обжалование вступивших в законную силу судебных актов.
За 11 месяцев 2015 года в кассационные инстанции поступило 2 170 дел, рассмотрено 1 712 дел, из них 1 121 постановление судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
В рамках программы «100 шагов» по реализации пяти институциональных реформ Главы государства, этот институт был пересмотрен, с января 2016 года его функции переданы специализированной судебной коллегии Верховного Суда.
Четвертое. Институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делу об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам.
Цель ее - исключить излишний пересмотр судебных актов судами вышестоящей инстанции при наличии вновь открывшихся обстоятельств.
Основания для пересмотра постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам перечислены в ч.2 ст.852 КоАП.
За 11 месяцев 2015 года в суды поступило 293 заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам (удовлетворено - 116).
Пятое. Введена норма, позволяющая при установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, судье, органу (должностному лицу) сократить сумму административного штрафа, налагаемого на физическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, но не более чем на 30 % от общей суммы штрафа.
Так, в соответствии с ч.2 ст.819 КоАП при установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, судья, орган (должностное лицо) вправе сократить сумму административного штрафа, налагаемого на физическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, но не более чем на 30% от общей суммы штрафа.
Анализ показал, что на данный момент эта норма применяется редко (за 11 месяцев 2015 года – 10 061), в основном в отношении пенсионеров и по делам, вытекающим из семейно-бытовых отношений (ст. 73 КоАП).
При назначении административного взыскания суды в качестве смягчающих обстоятельств учитывали чистосердечное раскаяние и полное признание вины в совершении правонарушений, их материальное и семейно-бытовое положение, наличие на иждивении малолетних детей.
Шестое. Систематизированы административно-процессуальные нормы путем исключения:
- главы 26 ГПК «Производство по делам об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях» и переноса ее положений в главу 45 КоАП «Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях»;
- ряда норм с главы 27 ГПК «Производство по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих» с включением их в самостоятельную главу 44 КоАП «Обжалование действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении».
Седьмое. Сокращена подсудность рассмотрения административных дел.
Из подведомственности суда уполномоченным органам переданы 143 (91 полностью и 52 частично) состава, в санкциях которых предусматривается штраф. За судами осталось 242 из 385 составов.
С введением с 1 января 2015 года новых Уголовного Кодекса и Кодекса об административных правонарушений в разряд уголовных проступков переведено более 50 составов административных правонарушений.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в целом нововведения оправдали ожидания. Вместе с тем, как видно имеются и проблемные вопросы в правоприменительной практике, требующие дальнейшего совершенствования Кодекса об административных правонарушениях.

А.Утегенов,
прокурор прокуратуры
Кокпектинского района

Пікір:

Директор-редактордың блогы

 Көкпекті аудандық  

«Жұлдыз - Новая жизнь» 

 газетінің сайтына

қош келдіңіздер!

 Біздің заманымыз – күнделікті өмірімізге дәстүрлі, қарапайым іс-әрекеттерімізді жаңа әрі жетілдірілген түрімен алмастыра отырып енген жаңа технологиялар уақыты. Бүгінде ғаламтор өміріміздің белсенді бөлігіне, қарым-қатынас орнатудың ыңғайлы және заманауи үлгісіне айналып отыр. Соған сай, біздің газетіміз ашық пікір алмасуға әрдайым дайын. Сіздердің әр пікірлеріңізге қуана жауап береміз және редакция тарапына қойылған қандай сауалдарыңызды да жауапсыз қалдырмауға тырысамыз. Газет сайтынан ауданымыздың ең соңғы жаңалықтарымен таныс болумен қатар, көптеген жаңа және танымдық материалдарды таба аласыздар. Пікірлеріңіз бен тілек-ниеттеріңізді Facebook, Вконтакте әлеуметтік желілеріндегі парақшамызға жолдай аласыздар. Әріптестігіміз қызықты, жаңашыл әрі пайдалы болады деген үміттемін!

Құрметпен Көкпекті аудандық «Жұлдыз» - «Новая жизнь» газетінің директор-редакторы Д.Б.Дюсембаев. 

 

 

Күнтізбе

<< < Ақпан 2016 > >>
Дс Сс Ср Бс Жм Сб Жс
2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Қаралым санағы

HotLog

Біз әлеуметтік желідеміз