Серіктестер

                                                                                                                    

                                                                                         

 

 

В современном мире термин «право частной собственности» каждый понимает по-разному. В связи с этим хотелось бы внести некоторую ясность в это понятие и что оно в себя включает.
Юридически обеспеченные возможности граждан и негосударственных юридических лиц в отношении принадлежащего им имущества сводятся к трем универсальным правомочиям: владение, пользование, распоряжение. «Юридическое обеспечение» поведения собственника означает установленные законом пределы его действий в отношении своего имущества. За отмеченными пределами – сфера ограничения свободы собственника. Гражданский кодекс, упоминая в п.2 ст.188 термин «юридическое обеспечение», как бы побуждает хозяина вещи: «Получай от нее пользу сам! Разрешай другим! Совершай сделки! Дозволенные тебе действия защищены законом!». В таком побуждении – суть абсолютного положения собственника, исключительности принадлежащих ему прав.


Правомочие владения — это законное удержание имущества во власти хозяина. Гражданский кодекс определяет сущность данного правомочия через термин «фактическое обладание» (см. ч. 2 п. 2 ст. 188 ГК». Обладатель не всегда может физически воздействовать на имущество, да и степень физического воздействия не во всех случаях одинакова. Скажем, владение сотовым телефоном и коммерческой фирмой фактически различны, но юридическая суть права владения от характеристик вещи от обладателя не зависит. Он сохраняет одинаковое хозяйственное влияние, к примеру, на личный автомобиль и в процессе управления им, и после его постановки в гараж. Закон признает владение реальное лишь в том случае, когда вместе с вещью потенциальному обладателю переданы относящиеся к ней документы и принадлежности. Так, согласно п. 2 ст. 417 ГК РК, если документы на товар не переданы покупателю, последний вправе вообще отказаться от его принятия. То есть владение к указанному моменту может признаваться не наступившим. В соответствии с общим правилам п. 1 ст. 238 ГК РК возникновение права собственности по договору (купли-продажи, мены, дарения, ренты и т.д.) ставится в зависимость от фактического обладания: пока вещь не передана приобретателю, у него не возникает право частной собственности.
Правомочие пользования означает возможность извлечения полезных естественных свойств имущества. Например, очевидное полезное свойство грузового автомобиля заключается в его конструктивном назначении перевозить грузы. Помимо этого, действия собственника зачастую связаны с получением какой-либо выгоды от имущества. Законодатель так определяет ее содержание: «Выгода может выступать в виде дохода, приращения, плодов, приплода и в иных формах» (ч. 2 п. 2 ст. 188 ГК РК). Квалификация видов выгоды не вызывает проблем. Таковыми, в частности, являются процентные начисления на сумму денежного депозита, дивиденды, прирост скота (понятно, что взрослое животное в целом стоит дороже появившегося на свет молодняка) и полученный от него приплод, выращенные овощи, фрукты, ягоды и т.д. Нуждаются в особом пояснении формы выгоды. Материальная форма выгоды – это конкретный овеществленный результат. К примеру, если собственник сдает свою квартиру внаем, он извлекает материальную выгоду в виде наличных денег — полученной квартплаты. Однако в данной сделке допустима выгода и в нематериальной форме в виде предоставления нанимателем определенных услуг — консультационных, информационных, рекламных и т.д. — в качестве платы за пользование жилищем (см. пп. 3 п. 2 ст. 546 ГК РК). Полагаем, к нематериальной выгоде можно отнести и перспективные возможности обладания. Вернемся к примеру с арендой квартиры. Выгодой в нематериальной форме здесь будет считаться причитающаяся хозяину жилища, но не полученная им квартплата.
Правомочие распоряжения — ключевое в содержании возможностей частного собственника. Оно позволяет демонстрировать власть над вещью в полной мере: определять ее юридическую судьбу, совершать с ней любые не противоречащие законодательству сделки и фактические действия, в том числе переработку, уничтожение, потребление. Собственник может осуществлять право распоряжения сам, а также разрешать или запрещать его осуществление третьим лицам. Этим объясняется появление в гражданских отношениях лиц, не являющихся частными собственниками, но распоряжающихся чужими вещами. Таковыми по основаниям, предусмотренным законом, могут быть поверенный, залогодержатель, комиссионер, доверительный управляющий, в исключительных случаях — арендатор и т.д. При осуществлении права распоряжения в отношении объекта возникают различные обременения. Например, залог, удержание, аренда и другие. Классическая триада правомочий сохраняется за собственником всегда, просто он временно, на срок действия соответствующего обременения, лишается возможности осуществления всего субъективного права или ограничивается в реализации какого-то конкретного правомочия.
Свобода отношений частной собственности ограничена важными с точки зрения интересов общества и государства условиями. Собственник обязан соблюдать права и законные интересы других лиц, воздерживаться от злоупотребления своими полномочиями, предотвращать ущерб здоровью граждан и окружающей среде (п. 4 ст. 188 ГК РК). Действие каждого из этих условий наблюдается в повседневной практике. Так, например, один из районных судов города Алматы удовлетворил иск кооператива собственников квартир к коммерческой организации, обустроившей во дворе жилых домов платную круглосуточную автостоянку. Поскольку ее деятельность создавала неудобства жителям этих домов (постоянная загазованность и шумовой эффект автомобильных двигателей, увеличение риска травматизма, уничтожение детской игровой площадки, озвучивался даже такой аргумент — падение цен на недвижимость и т.д.), суд постановил ликвидировать автостоянку. Вышестоящие судебные инстанции подтвердили законность и обоснованность данного решения.
Положения заключительной, пятнадцатой главы второго раздела ГК РК посвящены защите права собственности и иных вещных прав. Принципиальным отличием норм этой главы от предыдущих является то, что, во-первых, существует возможность защиты вещных прав путем применения иска о признании соответствующего права и, во-вторых, осуществляется защита интересов собственника при прекращении его права по основаниям, предусмотренным законом (ст. 266), и устанавливается основание для признания недействительными актов, нарушающих права собственников (ст. 267).
Так, например, судом №2 Кокпектинского района был рассмотрен гражданский иск гражданки А., которая обратилась в суд с иском о выселении ответчиков Б. из жилого помещения, мотивируя тем, что является собственником жилого дома на основании договора купли-продажи от 16.02.2005 г. и госакта от 09.03.2005 г. С 03.05.2012 года она разрешила ответчикам временно проживать в указанном доме за плату. В начале 2015 года между ними стали возникать конфликты из-за неуплаты аренды, в связи с чем, истец попросил ответчиков освободить дом, однако, ответчики добровольно выселяться не желают. Суд, удовлетворяя иск, свое решение мотивировал следующим. В соответствии со ст.260 ГК собственник, вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения и требовать устранения нарушений его права. Согласно ст.ст. 9, 264 ГК собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не соединены с лишением владения.
Под незаконным следует понимать владение без необходимого правового основания (титула), которым является административный акт, договор, законодательные акты и т.п. У ответчиков такого акта не было.
Нормой ст.20 Закона Республики Казахстан "О жилищных отношениях" (действовавшей на время возникновения отношении между сторонами) предусматривалось, что непроживание собственника в жилище независимо от времени отсутствия и сохранения гражданства, не прекращает и не ограничивать прав и обязанностей собственника.
Пунктом 5 ст.188 ГК предусмотрено, что право собственности бессрочно. Право собственности на имущество может быть принудительно прекращено только по основаниям, предусмотренным ГК. Таких оснований судом установлено не было.
На основании изложенного, субъективное право частной собственности можно определить как свободную, определенную и гарантированную законом возможность физических и негосударственных юридических лиц владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом с учетом общественных интересов.

Н.Нуралинов,
председатель
районного суда №2
Кокпектинского района

Пікір:

Директор-редактордың блогы

 Көкпекті аудандық  

«Жұлдыз - Новая жизнь» 

 газетінің сайтына

қош келдіңіздер!

 Біздің заманымыз – күнделікті өмірімізге дәстүрлі, қарапайым іс-әрекеттерімізді жаңа әрі жетілдірілген түрімен алмастыра отырып енген жаңа технологиялар уақыты. Бүгінде ғаламтор өміріміздің белсенді бөлігіне, қарым-қатынас орнатудың ыңғайлы және заманауи үлгісіне айналып отыр. Соған сай, біздің газетіміз ашық пікір алмасуға әрдайым дайын. Сіздердің әр пікірлеріңізге қуана жауап береміз және редакция тарапына қойылған қандай сауалдарыңызды да жауапсыз қалдырмауға тырысамыз. Газет сайтынан ауданымыздың ең соңғы жаңалықтарымен таныс болумен қатар, көптеген жаңа және танымдық материалдарды таба аласыздар. Пікірлеріңіз бен тілек-ниеттеріңізді Facebook, Вконтакте әлеуметтік желілеріндегі парақшамызға жолдай аласыздар. Әріптестігіміз қызықты, жаңашыл әрі пайдалы болады деген үміттемін!

Құрметпен Көкпекті аудандық «Жұлдыз» - «Новая жизнь» газетінің директор-редакторы Д.Б.Дюсембаев. 

 

 

Күнтізбе

<< < Наурыз 2017 > >>
Дс Сс Ср Бс Жм Сб Жс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Қаралым санағы

HotLog

Біз әлеуметтік желідеміз